По задумке создателей игры, в предыдущей части XCOM вы потерпели неудачу. Инопланетное вторжение оказалось успешным, и человечество вынуждено было сдаться. Впрочем, новые хозяева поступили не так, как обычно ведут себя победители. Они подарили людям технологии, увеличившие продолжительность жизни, вылечили болезни — в общем, положили начало своеобразного «золотого века» планеты. Большая часть населения с радостью приняла инопланетные подарки. Лишь несколько сотен решили не подчиняться. Они-то и стали основой партизанских ячеек, поставивших себе одну единственную цель — освободить Землю от инопланетян. Правда, за двадцать лет, которые прошли с момента вторжения, им не удалось сделать практически ничего. Но одно достижение у партизан все же было: они отыскали командира, некогда руководившего обороной планеты от инопланетян. В этот момент вы и вступаете в игру.
Запуская XCOM 2, приходишь в настоящий восторг. Да, на первый взгляд кажется, что по сравнению с первой частью изменений немного, но это впечатление обманчиво. Все дело в том, что Firaxis решила придерживаться канонов: ключевые механики серии, составляющие ее костяк, остались на своем месте.
Разработчики сделали новую игру в разы объемнее, приправив знакомые сражения с инопланетянами миллионом новых небольших деталей, которые приведут абсолютно любого поклонника серии в чувство неописуемой эйфории.
Начать стоит с того, что XCOM 2, в отличие от своей предшественницы, ощущается совершенно по-другому. Теперь это полноценный тактический боевик, богатый на киношные моменты. Первая часть иногда сбрасывала темп: ваш отряд отсиживался за укрытиями и слишком долго маневрировал на поле боя, что могло наскучить. В XCOM 2 все намного более динамично. Довольно часто встречаются задания с таймером, где времени в обрез: отсидеться не получится, даже если очень сильно этого захотеть. Планировать свои действия нужно самым эффективным образом: представьте, что вам в кратчайшие сроки необходимо обезвредить бомбу, способную разрушить половину города, и занять хорошо укрепленные позиции, расположенные неподалеку. Часто цель удается выполнить на самых последних секундах, прямо как в каком-нибудь «Крепком орешке». Ну а если вы будете медлить, вас быстро и методично разорвут на части подоспевшие враги.
Противник в XCOM 2 стал в разы сильнее и опаснее. Игра каждый раз показывает вам, что это уже не планета людей. Вы здесь всего лишь партизаны, и действовать нужно соответствующим образом. Прямое столкновение с врагом — не вариант. Искусственный интеллект стал намного умнее: он видит бреши в вашей обороне, зажимает отряд с флангов и весьма успешно использует особенности своих солдат.
Прошло два десятилетия, и инопланетяне чувствуют себя как дома, проводя генетические эксперименты над человечеством. Даже на первых этапах игры новые противники представляют большую угрозу. Знакомых сектоидов скрестили с людьми, превратив маленьких и хрупких «грев» — настоящих чудовищ из ночных кошмаров. Двухметровые монстры, которые появляются с первых минут игры, умеют наводить панику в ваших рядах, воскрешать мертвых, превращая их в зомби, и даже брать под контроль членов вашего отряда. Если вы помните, эта способность в оригинальной игре появлялась ближе к концу сюжета. Не добавляют оптимизма и гигантские кобры, способные вытащить вашего снайпера или засевшего не в том углу рейнджера из любого укрытия.
Ставки настолько высоки, что от победы или поражения вас может отделять буквально один выстрел. Даже самые хилые враги, заняв удобную позицию, могут вырезать весь ваш отряд.
Фантастически длинный перечень способов умереть становится еще больше, когда противник вызывает подкрепление. Челнок с очередным отрядом инопланетян прибывает за один ход и падает прямо вам на голову. Это не дает расслабиться до самого финала. Случается, что вы на последнем издыхании ведете свой истекающий кровью отряд к точке эвакуации, и прямо перед вами высаживаются несколько роботов, превращающих всю округу в пепел.
Такие ситуации в XCOM 2 не редкость. Яркие драки идут одна за одной. Поверив в себя и активировав дополнительное задание, усложняющее и без того непростую миссию, можно оказаться в неловкой ситуации, когда вас полностью окружат враги. Два члена вашей разведывательной группы будут уже мертвы. И здании, в котором вы укроетесь, будет гореть. И вообще все будет гореть, потому что вы окажитесь в аду.
Зданий на картах много и все они весьма неплохо разрушаются. Теперь вполне можно пробить крышу строения, чтобы выстрелить в противника, находящегося на нижнем этаже. Или разбомбить целый ангар, уничтожив все, что будет внутри — были бы гранаты. Враги, впрочем, тоже не упускают возможность снести половину очередного барака, в котором вы прячетесь.
Появилась и внятная система скрытности. Партизанская война подразумевает, что каждую миссию вы будете начинать необнаруженными. Солдаты противника не узнают, что вы прибыли, и будут спокойно патрулировать местность. Таким образом, вы можете избегать тяжелых для вас стычек. Это особенно важно в миссиях, в которых вам нужно просто схватить что-либо и сбежать. Правда, стоит учитывать, что выполнять такие маневры не так и просто. Достаточно случайно открыть дверь или прислониться к машине с сигнализацией, и все узнают о вашем присутствии.
Есть и специальные вышки-детекторы, наблюдающие за большой территорией вокруг. Но и против них есть эффективное средство — система взлома. В XCOM 2 появилось огромное количество заданий, где нужно что-нибудь взламывать. Каждый рекрут обучен хакерским приемам и способен с разной вероятностью «вскрывать» электронику. Впрочем, лучше всего с эти справится класс специалистов, способный проникать в такие устройства с расстояния, используя особый дрон. В случае успеха можно не только открыть сейф или выключить детектор, но и переманить на свою сторону роботизированных противников, настроить стационарную оборону на атаку ваших врагов или даже получить дополнительные ресурсы. Но помните, что в случае провала ваш противник может заполучить неожиданное преимущество.
Система менеджмента базы в целом осталась прежней. Теперь ваша обитель представляет собой огромный летающий корабль, но внутренности у него такие же, как у наземной базы из первой части. Есть инженерные отсеки, исследовательские помещения и главный мостик, на котором вы будете преимущественно наблюдать сюжетные ролики.
А вот система перемещения по глобальной карте изменилась. Если раньше вам нужно было удерживать регионы, чтобы получать с них прибыль, то теперь их нужно условно захватывать, создавая там ячейки сопротивления. Их количество ограничено способностью вашего корабля поддерживать с ними связь. Расширять эти возможности необходимо по старинке — создавая точки радиосети.
Кроме того, практически все улучшения брони и оружия стоят запредельных денег, собирать которые придется по всей карте. Чтобы снабдить ваших рекрутов передовым снаряжением, придется потратить не один месяц. Но этого времени у вас не будет, поскольку даже в глобальном режиме вас будут подгонять определенные обстоятельства, узнать о которых вы сможете практически сразу после запуска игры. В итоге ваши бойцы будут больше похожи на банду, а не на последний рубеж обороны человечества. Некоторым утешением послужит возможности навесить на оружие десяток разных улучшений, подобранных с убитых противников. Такая уж нелегкая жизнь у террористов и борцов за свободу.
В превью-версии XCOM 2 есть лишь один момент, который немного смущает: камера, которая показывает самые красивые моменты перестрелок, при этом иногда попадая прямиком «в текстуры». Хочется надеяться, что к релизу этот недочет будет исправлен, и тогда мы получим превосходную игру, которая будет радовать поклонников серии XCOM и любителей глубоких тактических игр очень долгое время.