The Beginner’s Guide — второй проект Дэйви Ридена, который продолжает играть с небанальным нарративом, но одновременно избавляется от вариативности The Stanley Parable, из-за чего, видимо, новая игра и не получила такого же резонанса. Она тихо вышла в самый жаркий период для рынка, поэтому заметили ее немногие. Почему автор не прилагал никаких усилий, чтобы пропиарить The Beginner’s Guide, становится понятно только после ее прохождения, на скудных титрах — кажется, для него это очень личная вещь. Даже несмотря на то, что сюжет, очевидно, полностью или почти полностью выдуман.
На этот раз рассказчик — сам автор игры, и фокус в том, что он говорит напрямую с вами. Да, привет, это я, разработчик The Stanley Parable, и я хочу показать вам коллекцию маленьких экспериментальных игр моей подруги по имени Кода. И первая ее игра — это даже не игра, а карта из Counter-Strike. На ней ничего не происходит, а все, что вы можете делать — просто ходить по кругу, слушая автора. «Это всего лишь первая попытка Коды делать игры», — говорит он и переключается на другую «игру».
The Beginner’s Guide — это путешествие по проектам начинающего разработчика, в котором Дэйви вместе с нами пытается понять, что хотел сказать автор. Игрок ничего не выбирает, как в «Стэнли» — напротив, его ведут за ручку. Ему показывают каждую важную деталь очередной игры-зарисовки.
Риден останавливается на каждой мелочи: вот Кода придумала загадку, и мы посмотрим, как она работает, а вот Кода установила фонарь в конце игры, а тут Кода сделала прикольную фигню, которую можно понять, только если покопаться в программном коде.
Но быстро оказывается, что автор не просто разбирает чужие проекты, а пытается обобщить их, найти в них связь. И вот так, постепенно, деталь за деталью, неловкими словами и эмоциями формируется история. Разбор полетов превращается в забавную байку, байка — в личную драму, драма — в исповедь, а исповедь — в зеркало нас самих.
Для этого Дэйви не понадобились какие-либо современные выразительные приемы: все создано на движке Source намеренно небрежно и максимально просто. Даже музыку он вполне мог использовать стоковую, как это сделали в Her Story, а не приглашать друга-композитора, который, в принципе, сделал то же самое — написал не слишком выдающиеся и примитивные музыкальные темы. Выделяется из них лишь очень трогательная, но короткая финальная песня.
Для игры все это второстепенно. Единственное, что важно — история. Автор взял необычные литературные приемы и соединил их с игровой интерактивностью. Причем сделал это настолько убедительно, что иные всерьез начали рассуждать, не нарушил ли Дэйви авторские права Коды. Не говоря уже о многочисленных расследованиях и теориях: кто такая Кода, настоящий ли это человек, а если нет, то был ли прототип.
Кем бы ни была Кода, это просто не имеет значения. The Beginner’s Guide — история не про инди-разработчика, не про отношения между ним и Дэйвом и не про самого Дэйва. Риден, намеренно или нет, заставил посмотреть на себя со стороны не только профессиональных критиков, но вообще всю активную часть даже не Интернета — общества, каждый день критикующего, обсуждающего, анализирующего других вместо того, чтобы заниматься собой. Тех, кто подсознательно проецирует на кого-то свои проблемы. Тех, кто настолько недоволен собственной жизнью, что лезет в чужие. А это ведь делают чуть ли не все: одни копаются в личной жизни актеров, режиссеров и певиц, другие — в проблемах своих друзей, выпивая с ними в пабе или на кухне.
А в реальности все мы, говорит автор, просто Джоны Сноу.