Карла Великого называют «отцом Европы» не случайно. После развала Западной Римской империи Европа представляла собой сборную солянку из десятков небольших герцогств, государств и племенных союзов во гласе с мелкими вождями. Некоторые из них уже успели принять христианство, но, по сути, недалеко ушли от варваров, громивших Рим. Первыми, кто начал эффективно объединять окрестные земли под своей властью, стали франки. Сначала Карл Мартелл или «почти король» захватил практически все франкские королевства, положив начало дальнейшей экспансии своего сына Пипина Короткого. Но по-настоящему довершил дело своих предков внук Мартелла — Карл Великий. Под конец его правления империя франков владела землями практически всей Западной Европы, от Испании до современной Чехии и Сербии. Величие Карла еще больше подчеркивает то, что франкское государство распалось уже при его сыне, не способном удержать столь огромные территории.
Age of Charlemagne охватывает временной период после смерти Пипина Короткого и разделения франкского государства между его сыновьями, Карлом и Карломаном. Территориально новое DLC охватывает Центральную и Западную Европу со всеми государствами, с которыми хоть как-то сталкивался Карл в своих походах. С Юга в Испании наступает Кордовский эмират, а в Италии засели давние враги лонгобарды. С Востока идут авары и вестфальцы, а на Севере набирают силы даны, все чаще нападая на ваши берега. Большую часть этих фракций можно будет взять под свой контроль. Увы, славянские племена снова обделили, и вильцы или ободриты послужат лишь фоном для драки серьезных парней.
Из новинок в DLC — тот факт, что задания способные изменить облик фракции. К примеру, Мерсия, выполнив определенные условия по объединению всего своего острова, превратится в Англию, получив определенные бонусы, но, увы, не сменив свой флаг. Франки будут жаждать императорскую корону и кусок Италии. Жаль только, что таких заданий и сюжетных событий ну очень уж мало.
Важнее то, что в игре появилось понятие «усталости от войны». Если вы ведете войны с несколькими соседями одновременно, ваше население начнет постепенно получать штрафы к общественному порядку и эффективности работы. Людям не понравится, если вы устроите перманентную войну в Европе. Снизить уровень «усталости» могут ваши победы над врагом. Чем больше таких побед вы будете одерживать, тем лучше будет для вас. Но воевать постоянно у вас все равно не получится. Впрочем, как и у ваших противников. Теперь, даже уничтожив все ваши армии и отхватив кусок государства, враг все равно будет вынужден попросить вас о мире. Такой короткий отдых может кардинально изменить будущие события.
Кроме того, стала важна инфраструктурная синергия на ваших территориях. У населенных пунктов теперь три специализации: храмовая, дворцовая и торговая. Каждая предлагает свои уникальные постройки, распространяющие свое действие не только на регион, в котором они построены, но и на соседние регионы. К примеру, дворцовый город концентрируется на административных зданиях, уменьшающих коррупцию при найме войск. Храмовый дает важные лечебницы, улучшающие здоровье в городах, и очень неплохо улучшает общественный порядок. Ну а самые эффективные экономические постройки, приносящие неплохой доход, можно построить только в торговом городе. Это нужно учитывать, выстраивая свою экономику, поскольку мир теперь воспринимается не отдельными провинциями, а взаимозависимыми большими регионами.
Политика также стала серьезнее. Очень важно следить за уровнем контроля внутрифракционных группировок и их лидерами. Потеря лояльности одного из ваших губернаторов или полководцев чревата крупным мятежом и сепаратизмом. Значительную роль играет влияние лидера фракции. Появление непопулярного короля может серьезно ослабить государство, поскольку придется постоянно отвлекаться на неугодных лидеров. Недоглядеть за этим проще простого.
Условие для победы в Age of Charlemagne одно — достигнуть определенного уровня империи. Причем, сделать это можно не только захватывая попавшие под руку территории, но и с помощью технологий и городских построек. Да, в новом DLC можно победить относительно мирно, лишь занимаясь внутренним развитием. Повоевать, конечно, придется, но не так много, как в оригинальной Attila.
Основной недостаток Age of Charlemagne — однообразие войск. Creative Assembly попала в своеобразную историческую ловушку, поскольку структура армии того времени представляла собой толпу условных ополченцев, вооруженных самым разнообразным оружием, от топоров до деревянных копий, и нескольких отрядов дружины. Стоит вспомнить, что даже жестокие викинги были преимущественно земледельцами, из-за тяжелой жизни подавшихся на разбой, одеваясь преимущественно в трофейное снаряжение. В игре разница между данами, мерсийцами и лонгобардами практически не чувствуется, а общее количество войск у каждой фракции значительно меньше, чем в Attila. Из-за этого баталии выглядят слишком упрощенными, а из практической необходимости осталось лишь маневрирование. Использование специальных видов войск ушло на задний план.
Искусственный интеллект противника тоже несколько ухудшился. При осаде города без стен ваш враг ведет себя так, как будто они там есть, и полностью отказывается выходить из него. В результате ваши лучники могут расстрелять половину обороняющейся армии, а те даже кавалерийскую вылазку в ответ не сделают.